Жанр: FPS
Разработчик: EA Los Angeles
Издатель: Electronic Arts
Издатель в России: «Софт Клаб»
Официальный сайт: moh.ea.com
Системные требования: Processor 2.8 GHz; 1024 Mb RAM; 128 Mb Video

На сей раз во вступительной части статьи вы не увидите старческих причитаний и сетований на тотальное засилье тематических WWII-постановок в самых различных амплуа на современной игровой арене. И даже не станете свидетелем поливания грязью той части игровой общественности, которая все никак не может слезть с иглы проектов «про Вторую мировую». Вы и так сами об этом прекрасно осведомлены. Другое дело, что новая игра на приевшуюся, казалось бы, тему Medal of Honor Airborne - получалась весьма спорной. С одной стороны, проект внутренней студии Electronic Arts впервые за историю жанра попытался действительно стать нелинейным приключением с сотнями возможных вариантов прохождения. С другой – это, как ни крути, Вторая мировая, каждую битву которой мы, наверное, выучили назубок еще со времен Allied Assault. И как тут быть объективным – решительно непонятно.

ВДВ по-американски

Но прежде чем приступить к детальному анализу содержания игры, стоит развеять несколько мифов, кочующих по фанатским сайтам и форумам, а также пресс-релизам издателей. Миф первый: Airborne - суть нелинейная игра. Ни в коем случае не верьте этому утверждению. Даже если это будет вам говорить самый подкованный игрок на деревне – ни разу в жизни не верьте. Вообще-то, признаки нелинейности в новом Medal of Нonor присутствуют. Но встречаются они в исключительно атавистической форме. То есть такая, казалось бы, новаторская возможность в начале каждой миссии прыгать с парашютом, лично выбирая место приземления, на самом деле является лишь фикцией настоящий свободы. И вы навряд ли захотите приземляться вне «зеленых зон», о которых вам сообщают в брифинге перед миссиями.

Все дело в том, что Airborne – очень сложная игра. И прыгать в гущу злобно ухмыляющихся фашистов – значит стопроцентно обрекать себя на Quick Loading, который оформлен здесь в виде повторного прыжка с парашютом. Даже избирая щадящий Normal, мысленно готовьтесь к постоянным перебежкам от укрытия к укрытию, осторожному выгадыванию из-за угла и тихому передвижению аки заправский ниндзя. К тому же, львиную долю времени, проведенного за Airborne, передвигаться придется исключительно на корточках (увы, функция «ползти» не предусмотрена – хвала испепеляющему реализму). Фактически, находиться постоянно в укрытии и не в зоне обстрела – главный принцип выживания здесь. Вздумали поиграть мускулами и во весь рост пробежаться вдоль укреплений противников – смело пробуйте асфальт на вкус.
Местный искусственный интеллект получился по-настоящему свирепым. Враги разят практически с любого расстояния и исключительно в голову. При явной угрозе супостаты начинают отступать, занимать позиции (освободившееся пулеметное гнездо – настоящий фетиш как для фашистов, так и для союзников) и даже обучены каким-никаким командным действиям. Справедливости ради стоит сказать, что иногда и у здешнего навороченного интеллекта случаются оплошности. Например, фашисты выстраиваются в стройные ряды и прут напролом или начинают истерично бегать около укрытий, становясь отличной мишенью для союзников.
К слову сказать, командные взаимодействия союзников выполнены на очень низком уровне. Ими правит скриптовый разум. До того, пока вы не начнете самолично истреблять супостатов, верные друзья по 82-ой воздушно-десантной дивизии будут вовсю создавать иллюзию ожесточенного боя. По большему счету, единственный дееспособный солдат в Medal of Honor Airborne - это вы. Остальное мельтешащее по экрану народонаселение выполняет роль статистов, которые если и убивают кого-то, то по чистой случайности, тысячекратно извиняясь за содеянное. Порой доходит до гомерически смешных моментов: фашист, обладающий хоть каплей AI, перестреливается с находящимся в нескольких сантиметрах от него бравым союзником. Не то чтобы ВПС был крайне недоволен таким порядком вещей, но общая кукольность и натянутость действия портит всю атмосферу Второй мировой войны.

Родная 82-я

Миф второй: Airborne – это самый настоящий, как это модно сейчас говорить, next-gen. Не верьте и этому утверждению. Единственное, что можно выдать в Airborne за это западное словечко – графика. Да и то с натяжкой. Мощности перелопаченного движка Unreal Engine 3 чувствуются в каждом кадре. В ассортименте – сочные взрывы, высокополигональные модели персонажей, легкий блюр при движении, ну и так далее на 14-и страницах. Проблема в том, что многостраничные дифирамбы заканчиваются после ознакомления со здешними текстурами. Они ужасны. Они просто отвратительны. Текстуры такого качества мы видели еще в самой первой Medal of Honor. По всей видимости, PC достались объедки с Xbox 360, который в силу своих слабых технических данных просто не может одномоментно подгружать много текстур высокого качества. Так что прерогатива здешних красот целиком и полностью отдана моделям бойцов. Впрочем, техническая сторона Airborne не обошлась и без хороших моментов – билд игры на удивление стабилен и ни разу не вываливался в Windows. За это – отдельное спасибо тестерам.
Другой пережиток next-gen амбиций – привинченная система апгрейда оружия. Чем больше вы используете какой-нибудь конкретный «ствол» для истребления коричневой чумы, тем выше становится его характеристики. Всего апгрейдов предусмотрено три штуки. Каждый из них увеличивает либо убойную мощность, либо скорость перезарядки и т. д. Плюс во всем этом есть несомненный – убив n-ое количество фашистов вы хотя бы чувствуете, что ваши навыки выросли, и вы чего-то достигли. Впрочем, все три апгрейда реально набрать уже в первой миссии – благо живых мишеней на уровне хватает.
В остальном же Medal of Honor Airborne бессовестно повторяет все предыдущие части сериала. Балом правят скрипты, союзники по их мановению послушно выстраиваются в ряды и всеми силами изображают ожесточенную битву. Стоит отойти на несколько метров в сторону, как они, скорее всего, устало присядут на землю и начнут травить друг другу опостылевшие анекдоты ровно до того момента, пока вы снова не появитесь на горизонте.
Тем не менее, Airborne – это первый на памяти автора этих строк взрывной экшен в декорациях Второй мировой. Это, даже правильнее будет сказать, настоящий WWII-апокалипсис в хорошем смысле этого словосочетания. Игра не дает заскучать ни на минуту. Главштаб по рации во время миссии постоянно подкидывает задания, благодаря чему Airborne, в отличие от своих предшественников, обзавелся таким качеством как «динамика». Страдать от скуки тут не приходится – когда первая цель миссии выполнена, вас запросто могут отправить на другой конец города и попросить взорвать коммуникационный центр. Или очистить «гнезда» с фашистами. Или помочь дружескому отряду зачистить территорию…

Между тем игра изрядно прибавила и в таком немаловажном компоненте как кинематографичность. В принципе, еще во времена Allied Assault экран выдавал идеальные киношные кадры чуть ли ни каждые полминуты и заставлял вспомнить спилберговское «Спасение рядового Райана». Тут же появились действительно уместные кат-сцены, которые, конечно, не являются каким-то инструментом для развития сюжета (сюжет, как обычно, один – война). Момент, когда немцы неожиданно врываются в Колизей и застают воздушно-десантную дивизию в центре арены, выше всяких похвал – супостаты открывают подавляющий огонь, в то время как мы вынуждены прятаться за несколькими разбросанными по периметру ящиками. Практически натуральный гладиаторский бой в милитари-антрураже!
Жаль, что энергии разработчиков не хватило на всю игру. Запал, заданный несколькими потрясающе срежиссированными моментами, быстро сходит на нет. И в последующих миссиях нас сопровождают унылые брифинги с заданиями «очистить здание X» или «подорвать объект Y». Никакой фантазии – одна сплошная халтура.

***
Крепкий, выдержанный WWII-шутер, прячущийся за словами «нелинейность» и «next-gen». На самом деле – безнадежный old-gen. Увы и ах, ждем Brother in Arms: Hell’s Highway.